Информационная система технического обслуживания и ремонта (ТОиР) — совокупность программных средств для оптимизации и контроля процессов, связанных с ремонтом и обслуживание аппаратной части, агрегатов и узлов промышленных и производственных предприятий. Российские автоматизированные система тоир находятся в самом начале своего развития. Это характеризуется присутствием небольшого количества игроков, в нашем обзоре приняло участие только 20 компаний разного масштаба. Для сравнения, на Западе в этом секторе играют до 50 крупных и несколько сот мелких компаний. Тут надо отметить, что большинство этих компаний начали предлагать свои решения по автоматизации ТОиР более 25 лет назад. В современной разработке информационных систем все системы относятся к автоматизированным системам управления (АСУ), при этом достаточно часто используется общий класс АСУ ТОиР. Уже около 30 лет существует класс информационных систем для автоматизации управления процессами ТОиР. В его состав входят три вида систем:
Системы CMMS (Computerized Maintenance Management System)- автоматизированные системы управления ТОиР — достаточно несложные информационные системы, которые нацелены на управление только процессами ТОиР.
Системы EAM (Enterprise Asset Management) — управление активами предприятия —
системы специального назначения, предоставляющие возможность автоматизировать весь процесс ТОиР и обеспечивающие его процессы, такие как, управление ремонтным персоналом, материальную базу, поставки и т.д.
Модули ТОиР в ERP-системах – самостоятельные объединенные модули в ERP пакетах. Главное достоинство — интеграция со всеми остальными модулями. Как правило, имеют ограниченную функциональность в управлении ТОиР.
Программные продукты для управления проектами, которые временами попадают в разряд систем управления ТОиР, нельзя назвать полноправными решениями для управления ТОиР, поскольку они используются, главным образом, для календарного планирования сроков проведения работ.